Санкт-Петербург, ул. Никольская, д. 13 8 (921) 960-63-81
«Шумбрат»
Фонд поддержки и развития мордовской культуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области некоммерческая организация

СПАСИБО «МОКШЕНЬ ПРАВДЕ» И АНАТОЛИЮ ТЯПАЕВУ


Зима словно спохватилась. Уже пошла вторая неделя марта, а она еще не сдает свои позиции. Столбик термометра за оном стоит на отметке «минус двадцать».А ночью опускается еще на пять делений ниже. В Ленинградской области из—за повышенной влажности, мороз всегда кажется ядреней. При небольшом ветре он пронизывает тело до костей.

В своем доме, даже зимой ,всегда найдется какая—нибудь работа во дворе. Не говоря уже о том, что регулярно надо чистить снег. Сегодня, в выходной день, в лютый мороз, не хочется выходить из дома. «Одноклассники» в интернете надоели уже, решил на родном языке что—нибудь почитать. Мы, мордовские петербуржцы, выписываем по 5 экземпляров газеты «Мокшень правда» .Веду подшивку. Стал перечитывать прошлогоднюю статью Анатолия Тяпаева «Ульсь мокшень тяфтама поэт»(Вал Андрей Челмакинонь колга).Уж очень мне нравится стиль изложения мыслей писателя на мордовском. Я сразу возвращаюсь в детство, в Шайгово. Почему—то вспоминаю деда по матери (Корнил щятязень). Может от того, что много схожих слов между автором и дедом. Например, «тулоня», «шять тяфта аф кондясти» и другие словосочетания. Помню, забегаю к деду с чем—нибудь в руках и говорю:,Щятяй,кода тянь меки петемс,синнине.» Он, как всегда, сидел за швейной машиной «Зингер»,шил полушубки из овчины (орхт).Поворачивался ко мне и, протягивая руку с желтыми пальцами от самосада и махорки, говорил: «Няфтьке сей, каяк польтацень и повфтак тулоняти».

Читаю—перечитываю статью, значит, смотрю на фото ,где запечатлены два молодых человека, и бац меня осенило! Один в один, один из них— вылитый наш, мордовский петербуржец, Иван Челмакин! Звоню:

—Иван ,Андрееч, шумбрат! Скажи, пожалуйста, отец твой работал в радиовещании?

—Да, в Саранске, — ответил Иван.

—А родом он из Алексово?

—Из Нагорного Алексово, ныне Кадошкинского района. А почему интересуешься, Виктор Иваныч?

—В «Мокшень правде», за 16 марта прошлого года, обнаружил статью про твоего отца. Целая полоса. Не читал?

—Да ты что?! — воскликнул Иван Челмакин — А как мне раздобыть эту газету?

—Придется мне пожертвовать этим номером из подшивки, подарить тебе.

Я вспомнил, что из Алексово родом и Александр Григорьевич Палаев —наш активный член мордовской диаспоры. Он работает преподавателем в Санкт—Петербургском горном университете, кандидат тех.наук, доцент.

На второй день уже, вечером, втроем —три земляка из Мордовии, сидели в одном из кабинетов Санкт—Петербургского Педагогического колледжа №8,читали статью Анатолия Тяпаева. Читали и наслаждались звуками родной речи в кабинете преподавателя физического воспитания ,уроженца Саранска, Ивана Андреевича Челмакина. Отрадно отметить, что Александр Палаев даже очень хорошо читает по—мордовски. Многим моим соотечественникам это уже удается с большим трудом. А если еще в русских классах средней школы учились ,то и говорить нечего.

Долго, за чашкой чая, мы беседовали на родном мокшанском. Из уст Ивана Челмакина узнали, что он трудится в этих стенах учебного заведения без малого тридцать лет. Как мастер спорта по дзюдо и каратэ (обладатель 2дана, черного пояса)обучает внеурочно от работы лиц связанных с опасной для жизни профессией. Недавно Правительство Санкт—Петербурга, Комитет по физической культуре и спорту наградили И.А.Челмакина нагрудным знаком «Отличник физкультуры и спорта». Беседовали и одновременно рассматривали кабинет нашего земляка. Стены кабинета были увешаны не только Почетными грамотами, Дипломами и медалями за спортивные достижения, но и православными Иконами. Да, да. Иван Андреевич—человек очень набожный. Посетил все святые места в Санкт—Петербурге и Ленинградской области. Строго постится, соблюдает все заповеди Христианства. Глядя на его спортивную мужскую фигуру, на лицо с правильными чертами, с бордкой, подумал ,что из него хороший священнослужитель получился бы. Он относительно молодой еще. 8 апреля, на Пасху, ему всего—то 59 стукнет. Заочно бы ему окончить сокращенные курсы духовной семинарии— и служи Церкви и Богу на благо народу.

Далее беседа наша переключилась на Александра Палаева. Он приехал на встречу с нами в форме преподавателя горного университета. Александр Григорьевич нам объяснил, что означают на рукаве кителя звездочки. По нашей просьбе он также вкратце рассказал о себе. О том как он попал на ПМЖ в Северную столицу.

Затем я набрал номер телефона Петра Семеновича Чуликова, уроженца Подгорного Алексово (но уже Ковылкинского р—на, РМ),который живет в поселке Русско—Высоцком, Ленинградской области. Передал трубку Палаеву. Вот они пообщались эфирно на одном дыхании не менее получаса. Нашли общих знакомых, т.к. оба они с 55—го года рождения, и села, где родились, находятся рядом. Мы с Иваном только улыбались, глядя на Александра. Слушали и ждали, когда наговорятся представители нагорной и подгорной деревень!

В общем, пообщались мы на славу! И все это благодаря «Мокшень правде»! И ,конечно же, статье Анатолия Тяпаева! Долгие лета, Вам Анатолий Прохорович! Уледа шумбрат! Сада конакокс Санкт—Петербургу!

Виктор Родькин, Невская Дубровка, март 2018.
DSC02366.JPG DSC02377.JPG DSC02378.JPG